Разъяснение основных правил проверок, проводимых государственными инспекторами по труду

В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 "Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (далее - Положение).

Предметом надзора в сфере труда является соблюдение работодателями в сфере осуществления ими своей деятельности требований трудового законодательства в соответствии с п. 4 Положения, в том числе:

- соблюдение полноты и своевременности выплаты заработной платы;

- соблюдение государственных нормативных требований охраны труда;

- выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений, проведение мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и защите трудовых прав работников.

Надзор в сфере труда осуществляется посредством:

проведения плановых и внеплановых проверок;

выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении правонарушений;

составления протоколов об административных

правонарушениях;

подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности.

Надзор в сфере труда осуществляется в отношении любых работодателей (включая государственные и муниципальные учреждения) федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) и ее территориальных органов (государственных инспекций труда).

Согласно п. 8 Положения плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документальных и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 294-ФЗ*(1).

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании ежегодных планов, разрабатываемых в соответствии с полномочиями федеральной инспекции труда (п. 9 Положения).

Основанием для проведения внеплановых проверок могут являться:

1) истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в федеральную инспекцию труда:

- обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов государственной власти, местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

- обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

- запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;

- приказа (распоряжения) руководителя Роструда (государственной инспекции труда) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ или прокурора на основании поступивших материалов и обращений.

Надзорный орган обязан уведомить учреждение о проведении:

- плановой проверки - не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (п. 12 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ);

- внеплановой выездной проверки - не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ). Исключением является внеплановая проверка, проводимая на основании поступивших в органы надзора обращений, заявлений и иной информации в связи с возникновением угрозы, в частности, причинения вреда жизни, здоровью граждан на основании пп. 2 п. 2 настоящей статьи. Особенности проведения внеплановых проверок предусмотрены ст. 360 ТК РФ.

Срок проведения каждой проверки не может превышать 20 рабочих дней, в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, он может быть продлен руководителем Роструда или государственной инспекции труда, но не более чем на 20 рабочих дней (п. 12 Положения). Сроки и порядок расследования несчастных случаев на производстве определяются в соответствии с положениями ТК РФ.

При осуществлении надзора государственные инспекторы труда имеют право:

а) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать работодателей в целях проведения проверки;

б) запрашивать у работодателей, их представителей, исполнительных органов РФ, субъектов РФ, местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

в) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя и составлением соответствующего акта;

г) расследовать несчастные случаи на производстве;

д) предъявлять обязательные для исполнения предписания:

об устранении нарушений;

о восстановлении нарушенных прав работников;

о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

е) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации юридических лиц (организаций) или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

ж) выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

з) запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если эти средства не соответствуют установленным требованиям охраны труда;

и) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.

По результатам проверки государственные инспекторы труда принимают меры по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений работодателями обязательных требований и привлечению виновных лиц к ответственности (п. 15 Положения).

По результатам проверки составляется акт. Решения, вынесенные по результатам проверки, могут быть обжалованы учреждением руководителю надзорного органа. Решение, вынесенное руководителем Роструда, может быть обжаловано только в судебном порядке. Если при проведении проверки были нарушены требования, установленные законодательством, руководитель Роструда или гострудинспекции вправе отменить решения, вынесенные инспектором.

Меры, принимаемые должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки

Статья 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" устанавливает меры, принимаемые должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки.

В соответствии с частью 1 данной статьи органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля, проводившие проверку, в случае выявления нарушений обязаны предпринять следующие меры:

- выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;

- принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Часть 2 устанавливает конкретные действия органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии нарушений, выявленных в ходе проверки, создающих непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Указанные действия сводятся к следующим мерам:

- временный запрет деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя;

- отзыв продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота;

- доведение до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.

В соответствии со статьей 27.16. КоАП РФ временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в несоблюдении установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, либо в нарушении правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

При нарушении законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма временный запрет деятельности не применяется. Приостановление операций по счетам организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

О временном запрете деятельности составляется протокол, в котором указываются основание применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности, время фактического прекращения деятельности, объяснения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законного представителя юридического лица.

Протокол о временном запрете деятельности подписывается составившим его должностным лицом, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица. В случае, если кем-либо из указанных лиц протокол не подписан, должностное лицо делает в нем об этом соответствующую запись.

Копия протокола о временном запрете деятельности вручается под расписку лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законному представителю юридического лица.

Срок временного запрета деятельности не должен превышать пять суток.

Срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Продукция, представляющая опасность для жизни, здоровья граждан и окружающей среды может быть отозвана из оборота.

В качестве примера можно привести постановление Правительства РФ от 29.09.1997 N 1263 об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении (ред. от 16.04.2001), которым установлено, что некачественной и опасной признается пищевая продукция, которая:

- не соответствует требованиям нормативных документов;

- имеет явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее именуются - органы государственного надзора и контроля), при проверке такой продукции;

- не имеет удостоверения качества и безопасности (в отношении пищевой продукции российского производства), документов изготовителя и поставщика пищевой продукции, подтверждающих ее происхождение, в отношении которой отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (для пищевой продукции, подлежащей государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия);

- не соответствует представленной информации и в отношении которой имеются обоснованные подозрения о ее фальсификации;

- не имеет установленных сроков годности (для пищевой продукции, установление сроков годности которой является обязательным) или сроки годности которой истекли;

- не имеет маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которой не имеется такой информации.

Такая пищевая продукция подлежит изъятию из оборота, экспертизе, утилизируется или уничтожается.

 

<< Вернуться на предыдущую страницу

 

Основные разделы

Услуги и сервисы

banerkontrakt2
ezgif-7-342c61d995
baner0
logotip-dlinnyj
crklaat2hgs
anonsy2
chs
vitrina_zakupok_malogo_ob
molodezh
image001
helloaddblock-elektronnaya-kvita
helloaddblock-peredat-pokazaniya
helloaddblock-lichnyj-kabinet
600x50011
 
 
 

 © Администрация муниципального образования "Хиславичский район" Смоленской области, 2024

8 (48140) 2-20-20 тел./факс.: 8 (48140) 2-22-53
E–mail: hislav@admin-smolensk.ru
Почтовый адрес: 216620,  Смоленская область, п.г.т. Хиславичи, ул. Советская, д.23

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!