Противодействие коррупции

 

 

 

 

 

 

Прокуратурой Хиславичского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в деятельности организаций.

Согласно ч. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

К таким мерам, принимаемым в организации, согласно п. 1 и 4 ч. 2 ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. 273-Ф3 "О противодействии коррупции", относится определение подразделений или должностных лиц организации, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации.

Проверка показала, что рядом организаций требования закона в полном объеме не выполнены, в связи с сем внесены представления об устранении нарушений федерального законодательства.

 

Прокуратурой Хиславичского района проведена проверка  исполнения законодательства о противодействии коррупции.

Установлено следующее.

В соответствии с требованиями пп. «а» п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), профилактика коррупции является одной из составных частей деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции.

Пунктом 6 ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ меры по предупреждению коррупции установлены в качестве приоритетных.

Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

В соответствии со ст. 27.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями):

 Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, объявляются:

1. За несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона.

2. Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.

3. Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании:

1) доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

2) рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию;

3) объяснений муниципального служащего;

4) иных материалов.

5. В акте о применении к муниципальному служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается часть 1 или 2 настоящей статьи.

6. Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются в порядке и сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами.

Вместе с тем, муниципальный правовой акт не принят, порядок наложения взысканий по данным основаниям не разработан и не утвержден.

По результатам внесено 11 представлений с целью устранения нарушений.

 

Прокуратурой Хиславичского района проведена проверка  исполнения законодательства о противодействии коррупции.

В соответствии со ст. 13.1. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

1. Лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае:

1) непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;

2) непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

3) участия лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

4) осуществления лицом предпринимательской деятельности;

5) вхождения лица в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, муниципальный правовой акт не принят, порядок увольнения муниципального служащего в связи с  утратой доверия не разработан и не утвержден.

По результатам внесено 11 представлений с целью устранения нарушений.

 

Прокуратурой Хиславичского района проведена проверка  исполнения законодательства о противодействии коррупции в части отсутствия порядка  представления сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

Установлено следующее.

В соответствии с п.1 ст. 8.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (с изменениями и дополнениями) Лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и локальными нормативными актами государственной корпорации, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федеральных законов, для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 3 ст. 2 Закона Смоленской области от 30 мая 2013 г. N 52-з "О представлении лицами, замещающими государственные должности Смоленской области, государственными гражданскими служащими Смоленской области, лицами, замещающими муниципальные должности на постоянной основе, муниципальными служащими сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и об отдельных вопросах осуществления контроля за расходами указанных лиц, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей"  лица, замещающие муниципальные должности на постоянной основе, представляют сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, определяемом нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования Смоленской области.

Вместе с тем, соответствующие нормативные правовые акты органом местного самоуправления не принято. Данные законодательные пробелы приводят к ненадлежащему исполнению, либо неисполнению требований законодательства о противодействии коррупции в части предоставления муниципальными служащими и членами их семей сведений о расходах. 

По результатам внесено 11 представлений с целью устранения нарушений.

 

Прокуратурой Хиславичского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Проведенной проверкой установлено, что на официальном сайте для размещения муниципальных услуг не размещены все предусмотренные действующим законодательством первоочередные муниципальные услуги.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 2 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

В соответствии с п. 2 ст. 5 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

Статьей 13 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что проект административного регламента подлежит размещению в сети Интернет на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента. В случае отсутствия официального сайта органа местного самоуправления, являющегося разработчиком административного регламента, проект административного регламента подлежит размещению в сети Интернет на официальном сайте муниципального образования, а в случае отсутствия официального сайта муниципального образования - на официальном сайте субъекта Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 6 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме.

В соответствии со ст. 9 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, утверждается: постановлением Правительства Российской Федерации - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг; нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг.

Распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде. Предельным сроком реализации этапов перехода на предоставление услуг в электронном виде является 01 января 2014 г. 

В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией муниципального образования не размещены все предусмотренные действующим законодательством первоочередные муниципальные услуги на официальном сайте для размещения муниципальных услуг.

Не предоставление в электронной форме информации заявителям и не обеспечение доступа заявителей к сведениям о муниципальных услугах как того требует Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» нарушают права неопределенного круга лиц.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008  № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов, на которых основывается противодействие коррупции в Российской Федерации, является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 7 ст. 7 Федерального закона  «О противодействии коррупции» обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления является основным направлением деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.

Помимо этого, согласно принятых административных регламентов, в перечень документов, необходимых дл предоставления муниципальных услуг, относятся заявления граждан о предоставлении муниципальной услуги.

Заявления о предоставлении услуг, и материалы к ним, отсутствуют, чем нарушаются процедуры предоставления услуг, а также требования п. 2 ст.4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

По результатам внесено 11 представлений с целью устранения нарушений.

 

 

Прокуратурой Хиславичского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Владимирского сельского поселения Хиславичского района Смоленской области  требований Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части направления муниципальных нормативных правовых актов в органы государственной власти  субъекта Российской Федерации для включения их в регистр и проведения юридической экспертизы.

В ходе проверки установлено следующее.

Согласно п.1.6 областного закона от 30.10.2008 №119-з «О порядке организации и ведения регистра муниципальных правовых актов Смоленской области» при проведении юридической экспертизы муниципальных актов устанавливается следующее:

во исполнение или в соответствии с каким федеральным, областным законом (иным актом федерального или областного законодательства) принят (издан) муниципальный акт;

компетенция органа местного самоуправления на принятие (издание) муниципального акта;

соответствуют ли правовые основания, обусловившие его принятие (издание), основаниям, указанным в Конституции Российской Федерации, федеральном и областном законодательстве, уставе соответствующего муниципального образования Смоленской области, а также в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, затрагивающих соответствующие правоотношения, и иных органов судебной власти Российской Федерации

Тем самым, юридическая экспертиза оценивает муниципальный акт в том числе на соответствие его требованиям Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В соответствии с п. «а» ч.2 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Вместе с тем ряд муниципальных нормативно-правовых актов не предоставлены в уполномоченный орган исполнительной власти Смоленской области.

В связи с чем 11 муниципальных служащих привлечены к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ.

___________________________________________________________________________________________________________

Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации проанализировало исполнение законодательства при реализации в некоторых субъектах Российской Федерации региональных программ по противодействию коррупции.

Установлено, что в ряде регионов при разработке программ не исполняется один из основных принципов противодействия коррупции, а именно комплексное использование организационных, правовых, специальных и иных мер.

Так, долгосрочная целевая программа «Противодействие коррупции в Тверской области на 2009 – 2011 годы», утвержденная постановлением администрации области, утратила силу в связи с истечением срока действия, при этом новая комплексная программа противодействия коррупции не принята.

В Ставропольском крае и Республике Коми действие антикоррупционных планов распространено только на органы исполнительной власти данных субъектов Российской Федерации.

Положения программ нередко неопределенны и формальны, большинство из них имеют характер текущей деятельности органов исполнительной власти и включение таких мероприятий в долгосрочные целевые программы неоправданно, а их реализация не оказывает влияния на состояние законности в области противодействия коррупции.

Например, программы Самарской и Рязанской областей сводят мероприятия по борьбе с коррупцией лишь к организации деятельности комиссий по урегулированию конфликта интересов и разработке административных регламентов исполнения государственных функций. Отсутствует комплексных подход к решению задач противодействия коррупции.

В программах противодействия коррупции Еврейской автономной области, республик Дагестан и Калмыкия, Московской и Нижегородской областей, Хабаровского края не определены конкретные сроки их исполнения, что снижает эффективность реализации плановых мероприятий и затрудняет осуществление контроля за их исполнением.

Во многих случаях не осуществляется контроль за исполнением программ и не оценивается их результативность, не обеспечивается надлежащее финансирование.

Между тем, даже имеющаяся практика финансирования программ в некоторых регионах не обеспечивает достижение поставленных в них целей. Зачастую финансирование носит не целевой характер, а осуществляется за счет средств, выделенных органам исполнительной власти на текущую деятельность. Это не позволяет провести конкретные мероприятия, в том числе и требующие незначительных финансовых затрат (социологические исследования проявлений коррупции, осуществление издательской деятельности, проведение пропагандистских занятий).

Практика прокурорского надзора свидетельствует о ненадлежащем исполнении в регионах положений Указа Президента Российской Федерации о привлечении институтов гражданского общества, развитии форм общественного контроля. Компетентные государственные и муниципальные органы не вносят предложения о способах и возможностях привлечения гражданского общества к деятельности по формированию и реализации программ. В результате способом привлечения гражданского общества к этому процессу нередко является лишь размещение сведений об отдельных мероприятиях по противодействию коррупции на сайтах органов исполнительной власти. В пример можно привести Омскую область и Хабаровский край.

 

О современном состоянии антикоррупционного законодательства

На протяжении последних десятилетий в Российской Федерации наблюдается активный рост числа и разновидностей коррупционных правонарушений.  В связи с этим законодательство о коррупции постоянно совершенствуется и развивается.

С 1 января 2013 года вступили в силу ряд изменений, внесенных в Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", закрепляющие основные принципы противодействия коррупции, а также организационно-правовые основы предупреждения и борьбы с ней.

Поправки связаны с принятием Федерального закона о контроле за расходами лиц, замещающих определенные должности, их супругов и несовершеннолетних детей (Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам").

Так, в структуре кадровых службы государственных органов созданы подразделения по профилактике коррупционных правонарушений. Отчасти они призваны выявлять те моменты, когда доход чиновников не соответствует их расходам. В настоящее время чиновник декларирует свои счета, свою недвижимость, свои акции, доли, которые он имеет в иных объектах недвижимости и т.д. В случае появления у чиновника нового объекта, совершения им крупной покупки, стоимость которой превышает полученные им за три года доходы, данные обстоятельства являются основанием для проверки источников этих средств.

Если расходы по таким сделкам превышают этот размер запускается процедура контроля, тем самым декларант обязан представить сведения о сделке и об источниках средств, за счет которых совершена указанная сделка.

Подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных правонарушений обязаны получить эти сведения, сопоставить их с доходами и доложить руководителю или иному должностному лицу о необходимости проверки. Руководитель принимает в письменной форме решение о начале проверки. В течении 2-х суток декларант в письменной форме извещается о начале проверки. Процедура проверки тщательно регламентирована. Проверка проводится подразделением по профилактике коррупционных правонарушений, по итогам следует доклад руководителю или уполномоченному им лицу. Есть исключение из общего порядка. По поручению Президента или Председателя Правительства проверка может проводиться Генпрокурором РФ. Проверка может инициироваться кругом лиц, определенным в законе.

За невыполнение обязанностей по представлению сведений о расходах, лицо, допустившее нарушение, подлежит увольнению. При выявлении признаков преступления материалы направляются в правоохранительные органы для уголовного или административного преследования. Если в процессе проверки устанавливаются факты несоответствия расходов общему доходу, материалы направляются в органы прокуратуры для обращения имущества в доход государства.

Так же целью поправок является создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера").

Трудовой договор с руководителем государственного, муниципального учреждения будет заключаться на основе типовой формы, утверждаемой Правительством РФ. Кроме того, законом вводится обязанность для граждан, претендующих на замещение должности руководителя муниципального учреждения, и граждан, замещающих указанные должности, представления сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Помимо этого, Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в ежегодном послании определены 7 основных актуальных направлений борьбы с коррупцией:

- равноудаленность бизнес-структур от исполнительной, законодательной или судебной власти, причём любого уровня;

- введение контроля над расходами и крупными приобретениями чиновников, руководителей госкомпаний, их ближайших родственников (при этом прокуратура теперь получила право обращаться в суд с требованием изъять имущество, которое было приобретено в результате необоснованного обогащения);

- привязка уровня вознаграждения руководителей организаций, которые финансируются за счёт бюджета, к качеству работы организации и к средней заработной плате основного персонала;

- ускорение принятия закона о федеральной контрактной системе, так как настоящей "питательной зоной" для коррупции стали госзакупки (при этом важнейшее значение имеет аудит эффективности и целесообразности бюджетных расходов, закупок государства и госкомпаний, а также публичная отчётность о ходе и результатах исполнения госконтрактов);

- повышение эффективности и профессиональности Счетной палаты;

- настройка эффективного общественного контроля, активного гражданского участия в борьбе с коррупцией;

- повышение государством роли СМИ.

 

Коррупционные проявления в трудовых отношениях

Тема коррупции в сфере труда пока мало исследована. В трудовом праве стороны не равны, власть единоличного органа юридического лица - руководителя фактически достаточно велика, что приводит к коррупционным проявлениям.

Зачастую наличие коррупции в трудовом праве отрицают вообще, утверждая, что коррупцией охвачен только публичный сектор, а именно деятельность властных органов. Исходя из того, является ли руководитель организации представителем руководителя и должностным лицом, можно ответить на вопрос, возможны ли коррупционные проявления в трудовых отношениях.

В соответствии со ст. 273 ТК РФ определен правовой статус руководителя. Руководитель организации (директор, генеральный директор) является представителем работодателя, так как именно он осуществляет функции ее единоличного исполнительного органа. На него возложены обязанности по организации производства и трудового процесса, управлению персоналом, расстановке и подбору кадров. Он применяет меры поощрения и накладывает дисциплинарные взыскания, руководит трудовым коллективом. В уставе организации закреплены права работодателя на издание приказов и распоряжений, являющихся обязательными для всех работников.

Из данного положения следует, что при оформлении трудовых отношений с работником представителем работодателя является лицо, наделенное полномочиями по найму работников: руководитель или уполномоченные им физические лица.

Руководитель юридического лица наделен трудовой правосубъектностью организации, так как выполняет большинство прав и обязанностей работодателя. Все сказанное свидетельствует о том, что руководитель при использовании организационно-распорядительных функций является должностным лицом и возможная коррупция в сфере труда может быть непосредственно связана с действиями недобросовестного руководителя.

Примером коррупции в сфере организации и использования труда работников является теневая экономика. Она достигает 30-40% и распространена в первую очередь в рыночной экономике. В ее основе - поиск максимальных возможностей для увеличения прибыли.

В теневой экономике имеет место взаимная выгода как работодателя, так и работника, тем более что потери последнего в отдаленной перспективе полностью компенсируются сиюминутными материальными выгодами. Инициатором и организатором "серых" и "черных" зарплат, двойной бухгалтерии выступает всегда работодатель, но работнику это зачастую выгодно, поскольку работодатель делится с ним.

Еще один пример коррупции - это эксплуатирование гастарбайтеров, когда большая часть оплаты их труда присваивается недобросовестным работодателем и аффилированными с ним лицами.

В трудовом праве коррупция отличается повышенной степенью латентности, ее весьма трудно обнаружить и тем более пресечь. Возможные коррупционные действия руководителя могут проявляться в различных направлениях, прежде всего они связаны с злоупотреблением своим служебным положением.

В соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции" одним из важнейших ее признаков является конфликт между интересами коррупционера и организации. В трудовых отношениях это произвольное искажение коррупционером возложенных на него трудовых функций, осуществляемое во время рабочего времени вопреки должностным инструкциям и штатному расписанию.

Кадровая коррупция - одна из форм нарушения права человека на труд. За первым руководителем закреплены практически не ограниченные полномочия в вопросах кадровых назначений, увольнений и перемещений, а значит, здесь возможен субъективный подход и произвол.

Орган работодателя, в частности руководитель организации, имеет аппарат для управления трудом. В целях эффективной деятельности и рационального управления он ответствен за принятие необходимых кадровых решений, например за осуществление подбора кадров. Заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, однако в целях недопущения коррупции важно, по каким основаниям лицу, ищущему работу, было отказано в заключении трудового договора.

Нарушение этих норм недобросовестным руководителем организации продиктовано желанием извлечь выгоду для себя или другого лица. Необоснованное повышение заработной платы работающим в организации родственникам является одним из видов кадровой коррупции. Повышение заработной платы может стать необходимым условием для стимулирования труда, но лишь когда оно связано с реальным ростом производительности и сопровождается снижением численности работников в государственном секторе. Такая организационно-распорядительная деятельность недобросовестных работодателей лишает более достойного потенциального работника рабочего места, наносит ущерб не только работнику, но и государству в целом. Профессиональные союзы и иные представительные органы работников имеют право содействовать обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), но они довольно часто обюрокрачены или зависимы от работодателя.

Возможна коррупция в деятельности кадровых служб (служб персонала). Это выражается в получении материальной выгоды от лица, поступающего на работу, в обмен на отсутствие искусственно созданных барьеров.

Основой коррупции выступает наличие дискреционной власти, в том числе права распределения материальных благ, не принадлежащих субъекту. Такой властью обладает руководитель при распределении стимулирующих выплат. При введении стимулирующей части новой системы оплаты труда в бюджетной сфере не были учтены субъективный подход и волюнтаризм с возможной коррупциогенностью отдельных недобросовестных руководителей при применении повышающих коэффициентов.

Некоторым работникам свойственна низовая коррупция. Они занимаются мздоимством в рамках сложившихся трудовых отношений. Объясняется это безнаказанностью и маловероятностью наказания. По существу коррупционером может стать любой недобросовестный работник, наделенный правом распределять ресурсы и оказывать услуги. Это ведет к криминализации сознания населения, является своеобразной школой коррупциогенности для лиц, которые со временем могут занять ключевые посты в государстве. Поэтому санкции за коррупционные действия должны быть эффективными и суровыми.

В настоящее время в трудовом законодательстве имеется норма, предусматривающая ответственность руководителя организации за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику (ч. 1 ст. 142 ТК РФ). Статьями 137 и 138 ТК РФ установлен контроль за экономическими действиями работодателя в отношении работников.

Достаточно условным является разделение собственно дисциплинарных (служебных) и административных коррупционных проступков. Под дисциплинарным проступком понимается такой вид правонарушения, как использование публичным служащим либо служащим коммерческой или иной негосударственной организации своего статуса для получения преимуществ вопреки установленному законодательством (иным нормативным регулированием) порядку несения соответствующей службы, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание (например, ст. 419 ТК РФ о видах ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права). Административные коррупционные проступки представляют собой административное правонарушение (ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ), совершенное с использованием служебного положения с целью получения незаконных преимуществ.

За коррупционные действия предусмотрена и уголовная ответственность, предусматривающая наказание в виде лишения свободы на длительные срока.

В 2012 году отмечен рост общего числа выявленных преступлений коррупционной направленности на 142 % - выявлено 367 преступлений (АППГ-258).

Рост общего числа выявленных преступлений коррупционной направленности обеспечен за счет зарегистрированных преступлений, предусматривающих ответственность за хищения с использованием служебного положения (ч. 3 ст. ст. 159 - 62 преступления, АППГ-4, рост 1550%) и 160 УК РФ - 137 преступлений, АППГ-27, рост на 507%), а также сохранения практически на прежнем уровне числа выявленных служебных подлогов (ст. 292 УК РФ - 104 преступления, АППГ-100, рост на 4%).

В то же время выявлено 67 фактов взяточничества (АППГ-111), то есть на 40 % меньше, что объясняется как направлением усилий на выявление преступлений иных коррупционных составов, так и изменением подхода к выявлению фактов дачи взяток. Так в 2011 году выявлено 35 фактов дачи взятки, из которых 34 -взятки, переданные водителями сотрудникам ГИБДД. В 2012 году таких фактов выявлено 9.

Снижено количество выявленных коррупционных преступлений, предусматривающих ответственность за злоупотребление должностными полномочиями. В 2012 году по области зарегистрировано 7 преступлений, предусмотренных ст. 285 УК РФ (АППГ-18), из них коррупционных, то есть совершенных из корыстных побуждений - 4 преступления (2011-9).

Преступлений коррупционной направленности по ст. 170; ст. 174; ч. 2 и ч. 3 ст. 178; п. "б" ч. 3 и ч. 4 ст. 188; ч.3 ст. 210; ст. 286; ч. 3 ст. 294 УК РФ не зарегистрировано.

За этот же период возбуждено 120 уголовных дел (АППГ-195), а с учетом соединения в одно производство 72 уголовных дела (АППГ-90); окончено производством 74 (АППГ-84) уголовных дела, из них направлено в суд 71 дело (АППГ-74) в отношении 75 (АППГ-81) лиц.

По выявленным преступлениям наибольшее число уголовных дел возбуждено в Заднепровском -14, Ленинском-13, Промышленном-8 районах г. Смоленска, Сафоновском и Гагаринском районах - по 9 дел.

В 2012 году по результатам рассмотрения 215 (АШ11-241) сообщений о преступлениях коррупционной направленности вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. По результатам их изучения прокурорами признано незаконными - 99 (А1111Г- 64) постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, все незаконные постановления прокурорами отменены. По результатам дополнительной проверки возбуждено 1 (АППГ-1) уголовное дело.

По делам коррупционной направленности в анализируемый период предварительное следствие прекращено по 3 уголовным делам (АППГ-8) за отсутствием состава преступления. Принятые по делам решения о прекращении являются законными, оснований для отмены не усматривается.

Прокурорами изучено 112 (АППГ-95) уголовных дел, по результатам изучения по выявленным нарушениям требований уголовно-процессуального законодательства направлено 7 (АППГ-3) требований (6 - в СУ СК, 1 - в СУ УМВД России по Смоленской области), отменены 1 постановление о возбуждении уголовного дела (АППГ-0), 4 (АППГ-8) незаконных постановления о прекращении уголовного преследования в отношении 4 лиц, постановления о приостановлении предварительного расследования не отменялись (АППГ-6).

По результатам изучения уголовных дел, поступивших с обвинительным заключением, 5 (АППГ-3) возвращены следователю прокурором для проведения дополнительного расследования. В то же время, в соответствии со ст. 237 УПК РФ возвращено прокурору 6 уголовных дел (АППГ-5) для устранения препятствий рассмотрения этих дел судом. Из них 2 уголовных дела, расследовавшиеся Починковским МСО СУ СК, были возвращены прокурору Починковского района, что свидетельствует о серьезных упущения при осуществлении прокурорского надзора по этим делам.

В 2012 году прокурорами в порядке реализации полномочий, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, в следственные органы направлены 8 (АППГ-20) материалов "общенадзорных" проверок, по результатам рассмотрения которых по 4 (АППГ-10) возбуждены уголовные дела (Демидовский, Смоленский, Сафоновский, Ярцевский), по 4 материалам (2 по Заднепровскому району, Руднянский и Холм-Жирковский) приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела, которые отменены прокурорами и окончательные процессуальные решения еще не приняты.

 

 

<< Вернуться на предыдущую страницу

Основные разделы

Услуги и сервисы

banerkontrakt2
ezgif-7-342c61d995
baner0
logotip-dlinnyj
crklaat2hgs
anonsy2
chs
vitrina_zakupok_malogo_ob
molodezh
image001
helloaddblock-elektronnaya-kvita
helloaddblock-peredat-pokazaniya
helloaddblock-lichnyj-kabinet
600x50011
 
 
 

 © Администрация муниципального образования "Хиславичский район" Смоленской области, 2024

8 (48140) 2-20-20 тел./факс.: 8 (48140) 2-22-53
E–mail: hislav@admin-smolensk.ru
Почтовый адрес: 216620,  Смоленская область, п.г.т. Хиславичи, ул. Советская, д.23

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!