«Смоляне на службе Отечеству»

«Смоляне на службе Отечеству»

26 сентября 2018 года в Смоленске прошла VII межрегиональная научно-практическая конференция «Смоляне на службе Отечеству».

В этом году в конференции приняли участие 75 докладчиков - это ученые и  краеведы, писатели и журналисты, преподаватели и студенты, библиотекари и музейные работники  из Смоленска и области, Москвы, Санкт-Петербурга и Тверской области.

Хиславичскую центральную  библиотеку представляла на конференции Антощенкова Л.Л. с докладом о нашем земляке,  советском  военном  деятеле, генерал - майоре авиации Старостенкове Иване Карповиче.

hislav.admin-smolensk.ru
28.09.2018

26 сентября 2018 года в Смоленске прошла VII межрегиональная научно-практическая конференция «Смоляне на службе Отечеству», организаторами которой  выступили: Департамент Смоленской области по культуре и туризму, Смоленская областная универсальная библиотека им. А.Т. Твардовского, Смоленская областная общественная организация ветеранов госслужбы, Смоленское областное краеведческое общество. В этом году в конференции приняли участие 75 докладчиков - это ученые и  краеведы, писатели и журналисты, преподаватели и студенты, библиотекари и музейные работники  из  Смоленска и области, Москвы, Санкт-Петербурга и Тверской области.

С приветственным словом к участникам конференции обратился начальник Главного управления по делам молодежи и гражданско-патриотического воспитания Олег Вячеславович Иванов: «Эта конференция уже 7-й год объединяет тех, кто любит наш город, регион, страну с присущими им достоинствами, славной историей, с одной стороны, а с другой стороны – сложными особенностями и проблемами. Смоленщина связана с жизнью многих известных деятелей культуры, литературы, искусства, науки, военного дела, которые прославили нашу страну на весь мир. Являясь уроженцами Смоленской земли, они служили ради ее блага. Уверен, что конференция будет способствовать патриотическому воспитанию молодежи. Желаю плодотворной работы, открытий и успехов всему сообществу активных участников конференции!»

Работало шесть секций. Были прочитаны доклады не только  о знаменитых, но и менее известных наших земляках, которые внесли свой достойный вклад в развитие науки, экономики, культуры и искусства, образования, здравоохранения. В связи с  двумя значительными датами, исполняющимися в этом году – 1155-лет  первого упоминания Смоленска в летописи и 75 лет освобождения Смоленщины от фашистских захватчиков - несколько докладов были посвящены смолянам-участникам войн, защитникам Отечества. 

Хиславичскую центральную  библиотеку представляла на конференции  сотрудник Антощенкова Л.Л. с докладом о нашем земляке,  советском  военном  деятеле, генерал - майоре авиации Старостенкове Иване Карповиче.


Людмила Леопольдовна Антощенкова

библиотекарь, Россия, п. Хиславичи

 

Неизвестные земляки – генерал-майор авиации Старостенков Иван Карпович.

 

Иван Карпович Старостенков (29.01.1900 – 07.08.1975) – советский военный деятель, генерал - майор авиации.

Биография Ивана Карповича начинается с началом XX века. Родился он в далеком январе 1900 года в простой крестьянской семье,  в небольшой деревушке Выдрица Мстиславского уезда Могилевской губернии (ныне Хиславичского  района Смоленской области). Отец Старостенков Карп Киреевич работал истопником на винокуренном заводе в имении  Энгельгардта, мать Глафира Яковлевна батрачила. А ему ­- первенцу в многодетной семье  с раннего возраста пришлось помогать родителям (всего в семье было десять детей, семеро сыновей воевали на фронтах ВОВ, трое из них погибли)

В июне 1919 года  Хиславичский РВК Смоленской области  призывает  его в  ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Идет Гражданская война, и  красноармейцем роты 49-го этапного батальона он воюет на Польском фронте. В декабре 1920 года назначается на должность помощника командира взвода 46-го стрелкового полка, а в мае 1921 года становится  командиром хозяйственного взвода учебно-кадровой сапёрной роты, дислоцированной в Мценске.

С декабря 1921 года Старостенков И.К. направляется  на учебу  в  Военно железнодорожную школу,  а затем,  в  декабре 1922 года,  в Егорьевскую теоретическую авиационную школу. По сути, это одна из первых советских школ лётчиков.  «Тёрка» - так звали ее ученики-лётчики, бывшие красноармейцы и рабочие. Прибывшие из фронтовых авиационных частей, отрядов и парков красноармейцы, рабочие и мотористы осваивали здесь обширную программу. В нее входил большой общеобразовательный курс: алгебра, геометрия, тригонометрия, физика, русский язык, немецкий. Значительное место занимали аэродинамика, аэронавигация, материальная часть самолетов, моторы; много часов отводилось на политическую и общевойсковую подготовку. 

Школа размещалась в бывшем женском Троицком  монастыре. Казарм, в буквальном смысле этого слова, не было. Курсанты жили в монашеских кельях по четыре-пять человек. В этой школе с 1921 года по 1923 год обучался и будущий легендарный советский летчик Валерий Чкалов.

В начале  1924 года, по окончании курса, Старостенкову Ивану Карповичу присваивается звание красного командира и вместе с другими выпускниками он направляется во 2-ю Борисоглебскую школу лётчиков для обучения практическим полетам. 

В  июне 1925 года для получения боевой подготовки его направляют  в школу стрельбы и бомбометания, дислоцированную в Серпухове.

Старостенков И.К.  среди выпускников Военной Школы Воздушного Боя г. Серпухов. 12.07.1925 год.

 

Требования к политическим и деловым качествам кандидатов предъявлялись высокие. В школу принимались лица, имеющие положительную служебную характеристику и рекомендацию партийной организации. Преимуществом пользовались коммунисты и комсомольцы, в прошлом рабочие и беднейшие крестьяне. Был установлен единый учебный план для слушателей истребительного и разведывательного профиля обучения. Ведущим стал цикл тактики и основ теории боевого применения авиации. В комплексе с тактической подготовкой осваивались теория воздушной стрельбы и бомбометания, конструкция самолетов, их оборудование, аэродинамика полета.

 

Старостенков И.К. Фрагмент

групповой фотографии Серпуховской

военной школы воздушного боя. 12.07.1925.

 

В это время школа использовала для обучения многие типы самолетов, начиная с «Ньюпоров» до новейших «Мартинсайдов». Был  и самолет «Дейч Форд», и  двухвостка «Хиони», «Вуазен», и экспериментальный бомбардировщик  «Комта». Был легендарный «Илья  Муромец» и первый отечественный самолет И-2.

 

 

 

 

 

 

Самолет «Илья Муромец». Школа стрельбы и бомбометания. Серпухов, 1922 год. 

 

После окончания учёбы в феврале 1929 года Старостенков Иван Карпович  назначается на должность младшего лётчика 16-й разведывательной авиаэскадрильи,  а в  феврале 1937 года он уже командует   6-й истребительной авиаэскадрильей авиации особого назначения.

В 1939 году Старостенков И.К. вступает  в ВКП(б).  С июня этого же года его назначают  в Закавказский  военный округ  командиром  36-го авиационного полка, в который входят четыре истребительные эскадрильи на самолетах И-16.

Вот как отзывается о своем начальнике   заслуженный военный летчик СССР полковник Иванов А. Л. в  документальной повести «Скорость, маневр, огонь»:  «Всего шесть часов езды на поезде, и из Кировабада мы прибыли к новому месту назначения. Командир полка Иван Карпович Старостенков встретил нас, приветливо улыбаясь, пожал каждому руку.

— Ну, что ж, молодому пополнению истребителей всегда рады.

Он был летчиком старой закалки, умудренный большим жизненным опытом. В ряды Красной Армии пришел вместе с ее рождением, в 1918 году. Иван Карпович и внешне выглядел маститым авиатором. Ходил, чуть опустив левое плечо или, как говорят летчики, с левым креном. Глаза зоркие: глянет и, кажется, видит тебя насквозь»…. 

«Все летчики любили Старостенкова,  как родного отца. А если кому и доставалось - не обижались. Знали, зря ругать не станет». 

За несколько месяцев до начала войны, в январе 1941 года,  Старостенков И.К. назначается командиром 27-й истребительной авиационной дивизии  Закавказского военного округа.

С началом войны дивизия под его командованием прикрывает объекты Баку и нефтеносного района в границах 3-й корпуса противовоздушной обороны.  9 июля Старостенков И.К. назначается  на должность командира 66-й истребительной авиационной дивизии, которая в августе включается в состав действующей армии  Южного фронта.

В октябре 1941 года он командует 144-ой истребительной авиационной дивизией ПВО, которая в составе действующей армии  передислоцируется в аэроузел города Саратова и  включается состав Саратово-Балашовского дивизионного района ПВО. Он характеризуется как  «дисциплинированный, требовательный к себе и подчиненным командир, опытный летчик, летающий на разных типах самолетов».   

На территории Саратовской области боевые действия  не велись, тем не менее, во время Сталинградской битвы она входит в зону оперативного тыла  фронта.  Саратов играет  ключевую роль в обеспечении советских войск, сражавшихся под Сталинградом. 

144 авиадивизия, насчитывающая 41 боевой экипаж авиации,  под командованием  Старостенкова И.К. выполняет задачи противовоздушной обороны промышленных объектов в Саратове и Балашове, железнодорожных мостов через Волгу у Саратова и через Хопер у Балашова, железнодорожных узлов и участков железной дороги в границах дивизионного района ПВО, а также осуществляет сопровождение особо важных самолётов.0

Все эти региональные магистрали оказываются  важным связующим звеном тыловых восточных и фронтовых западных районов СССР. Они обеспечивают доставку стратегических резервов к фронту, эвакуацию материальных ценностей и людей из временно оккупированных областей и республик страны.

С августа 1942 года Старостенков И.К. находится на должности зам. командира 105 авиадивизии, «умело организует боевую и оперативную работу частей во время их перебазирования  из Ростова в Грозный и обратно».

В годы Великой Отечественной войны Грозный имеет огромное стратегическое значение, располагая мощной нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленностью. В период войны горючие и смазочные материалы, добывающиеся в Грозном, «питали» боевую технику Красной Армии и народное хозяйство.     В связи с этим, на грозненскую нефть, бензин и масла рассчитывало германское командование. Немцы подсчитали брутто и нетто, словно  бы они уже были хозяевами грозненской нефти. Но все их попытки провалились - к Грозному немцев не допустили, их остановили на Тереке и отбросили назад.  Гитлеровцы, поняв, что грозненской нефти им не видать, и дальше Малгобека  не пройти, решили стереть Грозный с лица земли, поднять на воздух его заводы, зажечь резервуары с горючим, порвать нефтепродуктопроводы... Так начались бомбёжки Грозного...

«День 10 октября выдался на редкость солнечным, теп­лым, безветренным, день осен­него «бабьего лета». В 14 часов 10 минут вдруг послышался быстро нарастающий рокот. Высоко в небе с трех сторон появились над городом вражеские бомбарди­ровщики, окруженные истре­бителями».

Армада «Junkers Ju 88» и «Heinkel He 111», состоящая из 85 самолётов, в сопровождении 30-40 истребителей, пикируя до 200-300 метров, сбрасывала фугасные и зажигательные бомбы.

«Противно визжа, они пикировали на Заводской район. Застрекотали спаренные зенитные пулеметы, одни за дру­гим последовали взрывы сброшенных авиабомб, их перекрывали глуховатые взрывы заго­ревшихся резервуаров с неф­тепродуктами. Все слилось в общий страшный гул. Наша авиация вступила в бой с противником».

«10 октября 1942 года во время налета авиации противника на город Грозный, будучи ответственным дежурным на командном пункте, Старостенков И.К. своевременно поднял истребителей  на отражение налета и умело руководил нападением истребителей на самолеты противника, в результате чего в воздушных боях  было сбито 22  вражеских самолета». 

В марте 1943 года Старостенков назначается  на должность командира 148-й истребительной авиационной дивизии ПВО, которая в составе Череповецко-Вологодского дивизионного района ПВО  обороняет  от ударов воздушного противника города и железнодорожные узлы Череповец, Вологда, Кадуй, Бабаево и Ефимовская, железнодорожные станции Большой Двор, Лежа, Няндома, Грязовец и объекты железнодорожных коммуникаций. Все эти пункты являются станциями погрузки и выгрузки войск, базами армейского снабжения.

В ноябре 1943 года  управление дивизии передислоцируется в  Курск и включается в состав 9-го Воронежского истребительного авиационного корпуса ПВО. Перед дивизией ставится задача по прикрытию с воздуха железнодорожных узлов Бахмач, Конотоп, Белополье, Льгов, Курск, Воронеж и Лиски, железнодорожных мостов через Дон в районе Лисков.

В июле 1944 года Иван Карпович Старостенков  назначается на должность командира 8-го истребительного авиационного корпуса ПВО, который входит в состав ВВС Закавказского фронта противовоздушной обороны. На авиакорпус  возлагается задача  противовоздушной обороны в границах Бакинской армии ПВО.  Штаб 8-го истребительного авиационного корпуса ПВО дислоцируется в городе Баку. Там же  находится центр переучивания советских летчиков.  В боевой характеристике на Старостенкова И.К. отмечается: «Летает на всех современных самолетах, как отечественных, так и иностранных марок. Техникой пилотирования обладает хорошей. За время службы в ВВС он обучил и подготовил для боевой работы сотни летчиков-истребителей. В боевой обстановке разбирается быстро, решения принимает правильные. 100% летного состава корпуса было подготовлено для боевой работы по отражению воздушного противника днем, на всех высотах и в сложных метеоусловиях, 80% летчиков подготовлено для боевой работы ночью». 

Летчики 8-го авиакорпуса под командованием полковника Старостенкова И.К. принимали участие в перегонке самолетов Трансиранским маршрутом, которые поступали  по ленд-лизу в СССР.

Поставки авиационной техники в СССР в годы Второй мировой войны являлись частью общей масштабной программы помощи союзников по антигитлеровской коалиции. Практически сразу после начала Великой Отечественной Войны СССР, США и Великобритания начали согласование маршрутов военных поставок. Первые поставки в СССР начались морскими конвоями через порты Архангельска и Мурманска. С разгромом каравана PQ-17 возникла необходимость в альтернативных маршрутах поставки. В 1942 году заработал сначала «Персидский коридор» с поставками через Иран и Ирак. С организацией доставки грузов морем через Южную Атлантику в район Персидского залива и созданием там сборочных авиамастерских, самолеты стали перегонять с аэродромов Ирана и Ирака на Северный Кавказ. Южная авиатрасса была непростой: горный рельеф, невыносимая жара, песчаные бури.

На вооружение советским ВВС РККА через персидский коридор поступали американские и английские самолёты. Поставка боевых самолётов началась с марта 1942 года. В большом количестве поступали английские истребители «Харрикейн» и «Спитфайр», американские Р-39 «Аэрокобра» и Р-63 «Кингкобра», Р-40 «Томагавк» и «Киттихаук», транспортный С-47 «Дуглас». Всего через иранский коридор ленд-лиза было поставлено более 5000  самолётов.

За 1943-44 годы только корпус под командованием Старостенкова Ивана Карповича принял и перегнал более «1000 самолетов  иностранных марок, перегоняемых из Ирана в СССР для частей истребительной авиации ПВО Красной Армии».

За особую храбрость, самоотверженность и мужество, проявленное при защите Отечества, за  особо выдающиеся заслуги перед Советским государством Иван Карпович Старостенков был награжден правительственными наградами: орденом  Ленина; четырьмя орденами Красного Знамени; медалями.

После окончания войны Иван Карпович Старостенков продолжил командовать корпусом, который был преобразован в Бакинский авиационный корпус ПВО. 

В выдававшийся отпуск спешил приехать на родину, к родителям. Здесь он отдыхал душой, ходил по окрестностям, любовался природой, беседовал с земляками, которые всегда вспоминали, как однажды перед войной над деревней долго кружил  его самолет. Тогда все жители  Выдрицы от мала до велика, бросились в поле смотреть на неведомый летательный аппарат, а Ивану Карповичу  удалось сбросить в металлической коробке письмо для  матери.

В марте 1950 года Старостенков назначается  на должность начальника отдела боевой подготовки вузов ВВС Южно-Уральского военного округа, а в феврале 1952 года — на должность заместителя начальника Управления лётной службы и воздушного права Главного штаба ВВС.  

В июне 1953 года Иван Карпович Старостенков, в звании генерал-майора, выходит в запас.  О его последующей жизни известно, что, к сожалению, последние годы он тяжело болел. Умер в Москве  7 августа 1975 года.

Смоленская земля во все времена славилась своими людьми, которые издревле прославляли ее талантами, трудовыми и ратными подвигами. Зачастую судьба  дарила им  насыщенную, яркую и плодотворную жизнь. Но  их имена не всегда становились широко известны современникам и потомкам, несмотря на то, что их заслуги перед Отечеством, несомненно, велики и значимы. Одним из таких людей стал  и наш земляк - Старостенков Иван Карпович.

Назад

Основные разделы

Услуги и сервисы

banerkontrakt2
vashtyl67
baner0
logotip-dlinnyj
anonsy2
chs
vitrina_zakupok_malogo_ob
molodezh
image001
helloaddblock-elektronnaya-kvita
helloaddblock-peredat-pokazaniya
helloaddblock-lichnyj-kabinet
600x50011
 
 
 

 © Администрация муниципального образования "Хиславичский район" Смоленской области, 2024

8 (48140) 2-20-20 тел./факс.: 8 (48140) 2-22-53
E–mail: hislav@admin-smolensk.ru
Почтовый адрес: 216620,  Смоленская область, п.г.т. Хиславичи, ул. Советская, д.23

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!